8 812 648-00-66

Образовательный центр
8 812 648-00-66

Аглая Датешидзе: «Когда с ребёнком что-то не так — займитесь собой».


Врач-психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, гештальт-практик, автор проекта «Исцеление Родительством», организатор семейного лагеря «Соприкосновение», автор блога Dateshidze.ru, терапевтических онлайн-курсов и танцевально-двигательных тренингов, Аглая Датешидзе, встретилась с редакцией образовательного блога «Пять с плюсом» на фестивале BabyWeekend. Мы говорили о психологии подростков, сложностях в обучении, ЕГЭ и отношениях с родителями. Этой познавательной и интересной беседой мы спешим поделиться со своими читателями.

 

 

 

Аглая, Вы, как психотерапевт, работаете с семьями и детьми так называемого «старшего школьного возраста»? Какие основные проблемы сейчас актуальны, с чем приходят клиенты на приём к специалисту?

 

Классический совет от психотерапевтов — когда с ребёнком что-то не так – займись собой. Очень часто дети и родители приходят с вопросами адаптации в социуме. Например, когда кто-то обижает ребёнка в школе или классе, когда сложно учиться. Найти своё место в социуме – это очень важно. Школы ведь бывают разные. Есть школы, ориентированные на достижения. И тогда достаточно сложно выжить бывает эмоционально, ребёнку приходится всё время перенапрягаться. К сожалению, наша система образования построена таким образом, что семьи приходят на приём уже с симптомами, приходят с тем, что у ребёнка тики или навязчивости. Много тревоги от того, что «я могу не справиться», а если я могу не справиться – то у меня, например, могут появиться обсессивно-компульсивные симптомы, когда кажется, что я не закрыл дверь, не выключил утюг и так далее. Потому что тревога высока, потому что ставки в этой игре школьной очень высоки.

Очень сильным смыслом наполнен в современном образовании именно этот аспект – достижения. И не наполнено ничего больше. Получается, что ту часть личности, которая отвечает за достижения, очень сильно эксплуатируют, а ту часть личности, которая отвечает за отношения, за то, чтобы побыть «внутри», её ущемляют. Соответственно, ребёнку приходится болеть или иметь симптомы, чтобы побыть с родителями или побыть с собой наедине.

 

 

Вы полагаете, если у родителей с ребёнком близкие, открытые и «принимающие» отношения, то многих проблем со здоровьем можно избежать?

 

Да, на мой вкус, если у человека есть отношения, то внутри отношений человек способен пережить гораздо больше, чем просто когда он один. Поэтому если отношения с родителями близкие, ты понимаешь, что, как бы ты ни сдал ЕГЭ, ты придёшь домой и там ничего не разрушится. Тогда уровень стресса и тревоги снижается, и получается, что сам экзамен тебе сдавать намного легче.

 

 

Это ведь не означает, что ребёнок вырастет «пофигистом», которому безразличен результат своего труда?

 

Конечно, нет. Он просто вырастет с ощущением, что он важен и любим дома. Но есть и другие истории. Когда ребёнка очень рано, много чем-то перестимулировали. Было очень много «кружков», разных занятий, много каких-то предложений, когда желания ребёнка всегда опережались, когда сам ребёнок ещё не успел пожелать чего-то и сформировать это, не успел выделить силы и пойти к мечте, а ему уже дали желаемое. Дети, к сожалению, из-за гиперопеки и повышенной тревожности родителей, разучились хотеть чего-то.

 

 

Было опубликовано исследование о том, что к подростковому возрасту у детей, излишне нагруженных «ранним развитием», существенно снижалась мотивация к обучению, несмотря на то, что возраст для учёбы был самым сензитивным.

 

Да, мотивация должна только возрастать, но её нет, потому что ребёнок не научился хотеть. Потому что ему не дали созреть в этом желании. На приём приходят родители и говорят, что их детей невозможно мотивировать на учёбу ничем. Ребёнок стал заложником того, что ему очень много давали изначально. Он не научился сильно желать и понимать свои желания. Поэтому сложно найти мотивацию.

 

 

 

 

Ваш танцевально-ориентированный подход, телесная психотерапия, арт-терапия для детей-подростков и ребят старшего возраста кажутся более уместными, интересными, чем традиционная терапия. В нашей стране не принято посещать классического психотерапевта, ведь сразу возникает ощущение, что ты не в порядке.

 

Я думаю, ещё лет пять-десять пройдёт, и посещение психотерапевта станет нормой и в России. Консультации у специалиста не означают, что кто-то берёт на себя твою ответственность, напротив, психотерапевт позволяет тебе не отлынивать от самостоятельного принятия решения. Ты приходишь к кому-то, платишь деньги и понимаешь, что даже он твои проблемы не решит, а решишь всё равно только ты, ты очень сильно на него злишься, а потом идёшь и решаешь, наконец.

Танцевально-ориентированная терапия сейчас очень хорошо развивается. Потому что, оказывается, ты можешь быть не очень честным с собой, когда ты говоришь, ты можешь быть не очень честным со своим психотерапевтом, но когда ты танцуешь, очень сложно быть нечестным со своим телом. Это какое-то место встречи с собой. И танцевальная терапия, действительно, для подростков интересна, это ещё и может стать творческим способом выражения всего, что происходит внутри. И очень часто, когда приходят подростки, мы с ними начинаем работать – просто двигаемся, ходим, у них есть возможность поднимать руки и ноги, не боясь услышать: «Ты что как дурак?», ребята могут попрыгать и побеситься так, как они хотят – и приходит облегчение. И кругозор расширяется. Это очень сильно снижает напряжение подростковой жизни. А подростковая жизнь – и есть напряжение. Потому что у тебя гормоны, школа, экзамены, в одноклассницу влюбился, вопросы экзистенциальные возникают, половое созревание – всё это вместе, ты живёшь в какой-то фантасмогории постоянно. Очень важно помочь своим детям разобраться в себе.

 

 

В Санкт-Петербурге у Вас есть своя программа или школа? Как можно в попасть на Ваши занятия?

 

С сентября мы планируем открыть танцевально-двигательную программу в городе, у меня есть группы для мам с детьми, тренинги и частные консультации. Раньше я много путешествовала по другим городам, мне была интересна такая практика. Теперь же, когда предложений больше, чем возможностей всё реализовать — моя профессиональная жизнь в основном проходит в Петербурге. О всех грядущих тренингах и мастер-классах Вы можете узнать на моём сайте http://dateshidze.ru/. А наш новый проект http://roditelstvo.pro/ будет полезен для родителей и детей разных возрастов. Буду рада видеть всех на наших интересных событиях!

 

 

Аглая, мы благодарим Вас за интервью! И обязательно будем следить за программой Ваших выступлений на сайте.

 

Спасибо за беседу, до встречи!

 

 

 

Фотограф — Андрей Родин.

 

 

 

Надя Ильина
Редактор блога
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Отправить
Запинить



Не пропустите следующий пост. Пишем редко, но метко.

Дарим 500 р. и сборник советов для ЕГЭ

Введите свой e-mail, чтобы мы выслали вам сборник и купон на 500 р. для оплаты любых услуг центра

Дорогие друзья! С 28 марта мы полностью переходим на дистанционный формат работы. Все занятия будут организованы по расписанию. Мы остаемся на связи по тел. 648-00-66. Берегите себя!
+