8 812 648-00-66

Образовательный центр
8 812 648-00-66

Анна Вендик. Об образовании, выпускниках будущего и умении задавать вопросы.


В гостях у блога «Пять с плюсом» Анна Вендик – со-основатель и генеральный директор семейного пространства «Гнездо», вдохновленного Реджио-подходом, бизнес-консультант, сертифицированный лайф-коуч (ICF), руководитель направления коммерциализации инноваций физико-технического факультета Университета ИТМО. Мы встретились с Анной на творческом завтраке «Ресурсы благополучного детства» Клуба «Аквакидс». Результат нашей интересной беседы с этим невероятным, многогранным спикером мы рады представить нашим читателям.

 

 

Анна, как Вы пришли к идее открытия собственного семейного пространства? Традиционные образовательные учреждения не отвечают Вашему родительскому запросу?

 

 

Целых три дня мы ходили в государственный сад. Мне не нравилось то, как мой ребёнок чувствует себя. Её состояние, чувства, отношение – будто выключили эмоциональный тумблер. К сожалению, часто в таких коллективах стоит вопрос выживания. А навык выживания может формироваться от минуса. Когда я чувствую, что я ущербный, неправильный, не такой – либо принимаю эту позицию, либо иду в протест. И там, и там всё равно теряется личное «я»».

 

Многие люди старшего поколения говорят о том, что мы ходили в государственные сады и школы, и всё равно выросли нормальными и счастливыми людьми. Но не стоит забывать, что мы росли в другом мире. Только школа была транслятором знаний, не было телевизора и компьютера в таком объёме, были дворы, в которых мы общались и учились жить в разных сообществах.

 

Сейчас очень много тревожных родителей. А у детей часто возникают конфликтные моменты. Но если родитель при любом возникновении конфликта изымает ребёнка из этой ситуации, это становится странным. А потом тот же родитель спрашивает: «Почему растут безответственные и безыницитивные дети?». Действительно, почему? Потому что у них не было возможности отыграть всё это в раннем детстве. При проигрывании разных эмоциональных ситуаций вырабатываются важные навыки. Дети сами находят решения, пусть с помощью взрослых, при обеспечении границ и контекста, но при этом с доверием, что у них есть ресурс на решение этих ситуаций.

 

Что касается детских наставников, часто можно наблюдать, как человек идёт в педагогику, а потом очень быстро выгорает. Потому что идут в образовательную сферу не от любви и ресурса, а идут с желанием наполниться за счёт нужности детям и их любви. Это путь в никуда. А есть педагоги «от Бога», такие как Януш Корчак, Шалва Амонашвили, люди, готовые отдавать, потому что им есть что отдавать. Дети всегда очень чувствуют, когда в среде, в пространстве, наполненный человек – они к нему тянутся.

 

 

Но Вам не кажется, что если всё вокруг будет подчинено служению жизни и развитию детей, взрослые могут лишиться собственной личности и жизни?

 

 

Во всём должна быть разумность. Я против позиции «священного детоцентризма», против лозунгов о том, что все вокруг принадлежит ребёнку. Нужны границы и правила, прежде всего, самому маленькому человеку. Нужно понимание, что мы живём в обществе.

 

Важно учить детей взаимодействию. Учить доверять себе и другим, слушать себя и других. Донести до ребёнка, что есть твоя позиция, а есть позиция другого человека, и вы можете не совпадать, и это не крах. Когда такие активные коммуникативные навыки развиваются, то ребёнок понимает, что в этом сообществе такие правила, а в том – другие. Он учится адаптироваться, подстраиваться под разные структуры и системы, быть гибким. Когда ты чувствуешь себя, доверяешь себе и своим эмоциям, ощущениям, то значительно проще справляться даже с какими-то кризисными ситуациями, и вот в этом самое главное, что мы можем дать детям – этот ресурс развития и осознания себя, инструменты, которые в дальнейшем пригодятся для жизни. Коммуникативные, адаптивные и познавательные.

 

 

 

 

От детских садов хотелось бы перейти к школам. Как Вам кажется, почему дети массово не хотят ходить в школу?

 

 

Наши дети другие, и им нужны другие инструменты для работы в этом мире. Если раньше единственным источником получения академических знаний были библиотеки, книги и учебные заведения, было обоснованно понятно, почему мне нужно идти в школу и университет. Потому что доступ к этим материалам я могу получить только там. И поэтому учителя и педагоги, как ретрансляторы этих знаний, имея большие объёмы накопленных материалов, выдавали их, и ты получал из первых уст важную информацию, которую не мог добыть больше нигде. А сейчас это становится не актуально, потому что ты можешь добыть любую информацию сам, порой даже больше, чем знает учитель. Но важнее становится вопрос, что делать с этой информацией.

 

Появляется ценность взаимодействия, умения общаться, умения анализировать, задавать вопросы, важными становятся не знания, а инструменты работы с информацией. Этого очень не хватает в современной школе. Дети видят, как мы существуем. Если что-то нужно узнать, мы сами открываем телефон или компьютер и говорим: «Подожди, я сейчас посмотрю, я закажу, я отправлю». Это культура, в которой они растут. Они видят этот мир, и он для них уже другим никогда не будет. Официально признано, что есть третья, дисплейная коммуникация, как новый вид коммуникации, в которой есть свои правила, особенности, знаки, иконки, эмоджи. Это новый вид общения, который меняет и когнитивную структуру. Если мы линейные, выросли в линейном мире, то наши дети – многомерные, у них многомерное мышление, в котором есть сразу и образ, и эмоция, и картинка.

Мы сейчас существуем в уникальных условиях. Знания устаревают в процессе их создания. Это меняет всю образовательную систему.

 

 

Если знания устаревают, как же должны вести себя их носители? Получается, что педагогический состав школ и университетов не всегда успевает за изменениями в своей же сфере?

 

 

Это, прежде всего, ответственность преподавателей – повышение своей квалификации.

Сейчас очень сильно меняется педагогический состав. Есть классические теоретические дисциплины, которые нужны будущему специалисту. И в их структуре ничего нового не придумали в последние 50 лет. Но в большинстве своём предметы университетской программы развиваются, добавляется что-то новое, что-то безнадёжно устаревает.

 

Мои бабушка и дедушка (им 81 и 85 лет, соответственно) преподают в ВУЗе. Они постоянно учатся сами, пользуются всеми современными технологиями и даже имеют аккаунт на facebook (примечание редакции: социальная сеть Facebook). Они активны, и готовы к изменениям. Именно эта открытость и стремление к новому может обеспечить качественное образование.

 

 

Выпускники школ уже и сами выдвигают повышенные требования к высшим учебным заведениям?

 

 

Поскольку я постоянно общаюсь со студентами, вижу, что есть очень большой запрос на то, чтобы получить качественное прикладное образование. Они уже в 17-18 лет понимают, что им не нужен диплом ради диплома. И современные работодатели понимают, что они берут не тех сотрудников, у кого красивый диплом, а тех, которые реально что-то умеют делать, у которых есть навыки, компетенции и знания, их в дипломе не пропишешь, такова система у нас сейчас. И дети приходят с запросом научиться чему-то реальному, выйти из университета уже с опытом.

 

В одном из проектов, который я курирую в ИТМО, ребята разработали беспроводные радиочастотные катушки для магнитно-резонансной томографии, которые позволяют либо увеличить качество снимков таким образом, чтобы врачи могли поставить более точный диагноз, либо сократить время сканирования, чтобы в клинике или больнице за день можно было принять большее число клиентов. Сейчас мы на стадии привлечения инвестиций, продвижения этого проекта ближе к медицинской индустрии, к возможностям делать что-то реальное.

 

 

Расскажите о будущих выпускниках. Какой образ видят педагоги и потенциальные работодатели? И какие требования выдвигает к человеку современный мир?

 

 

Смена парадигмы идёт на высоком уровне, в глобальном масштабе человечество созрело к этому переходу от суперинтеллектуального восприятия мира и жизни к чувственному, к индивидуальном. Каждый теперь ставит задачу быть счастливым и через это идти к успеху. А не через сверхдостижения. Я знаю много очень успешных людей, которые добились больших высот, финансово успешны, а внутри всё равно «дырка». И она не закрывается, сколько бы денег у тебя ни было, и чего бы ты ни достиг.

 

На прошлой неделе я участвовала в сессии разработки образовательных программ факультета технологического менеджмента и инноваций. Одной из тем была как раз тема образа выпускника. И одна из первых характеристик, которая важна будет в ближайшее время – адаптивность. Это умение подстроиться под среду, под корпоративные правила компаний, в которую студент, выпускник приходит, умение быть гибким и применять полученные знания и навыки в разных средах, в разных ситуациях. Это самое главное.

 

Говорили о том, что ещё важно. Какие нужны знания, компетенции и навыки, и так называемые hard skills и soft skills (примечание редакции: «hard skills» — в переводе с английского, «жесткие» навыки. Это измеряемые профессиональные навыки, которым можно научиться. Для наработки hard skills нужно изучить инструкции, освоить знания, качество подготовки можно проверить с помощью экзамена или теста. Примеры hard skills: автовождение, знание иностранного языка, чтение книг. «Soft skills» — в переводе с английского, «мягкие» навыки. Это универсальные компетенции, не поддающиеся количественному измерению. Часто их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с опытом. Примеры soft skills: коммуникативные навыки, умение работать в команде, творческая жилка).

 

На этой сессии присутствовали представители бизнеса, довольно крупных компаний. И руководители говорили о том, что есть огромные проблемы с ответственностью. Родители не дают детям решать какие-то задачи, а потом вырастают взрослые, которые привыкли, что сейчас всё быстро решится за них. Развивается система удалённой работы, распределённой работы, когда ты работаешь в команде, которая сидит в разных частях света. Уровень самоорганизации должен быть достаточно высокий.

 

Должен быть на высоком уровне английский язык, умение уважать чужое время, мнение, язык и культуру, целеполагание, умение чётко формулировать техническое задание и запрос. В современном мире огромная масса информации, постоянно появляются новые технологии, и единственное, чем ты можешь оперировать, это умение в правильное время и в правильном месте задать вопрос и проанализировать полученную информацию, выловить из неё зерно, из которого получить в дальнейшем решение. Сейчас развиваются нейросети, Big Data, технологии, позволяющие оптимизировать этот процесс. Но всё равно, вопрос-то задать надо. И вот это очень-очень важно.

 

 

 

 

 

 

Фотографии автора.

Ретушер — Мария Агафонова.

 

 

 

 

Надя Ильина
Редактор блога
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Отправить
Запинить



Не пропустите следующий пост. Пишем редко, но метко.

Дарим 500 р. и сборник советов для ЕГЭ

Введите свой e-mail, чтобы мы выслали вам сборник и купон на 500 р. для оплаты любых услуг центра

Дорогие друзья! С 28 марта мы полностью переходим на дистанционный формат работы. Все занятия будут организованы по расписанию. Мы остаемся на связи по тел. 648-00-66. Берегите себя!
+