Эка Джанелидзе. Рождение сверхновой
Ты пришла в пение из инструментального исполнительства. Я читала о том, что в жизни всегда находились те, кто был против твоих вокальных проб. Как в итоге получилось, что ты исполнила свою детскую мечту?
Я начала играть и петь одновременно, в раннем детстве. Большую страсть я испытывала и к вокалу, и к фортепиано. Мы с сестрой пели в дуэте, ездили на разные конкурсы. Анеш пела всегда первую партию, а я – второй голос. Исполнять вторые партии всегда сложнее – и технически, и по смыслу. Когда мы выступали вместе, многие удивлялись тому, что я, такая маленькая, умею вести второй голос.
Нам написали песню «Немое кино». Мы часто исполняли её на концертах. И каждый день, когда я возвращалась из школы, мальчишки, приходившие к соседу в гости, надо мной издевались. Кричали мне вслед: «О, немое кино пошла, что звезда, звезда что ли?». Никто меня не защитил, никто не видел этого, а я никому не жаловалась. В школе я старалась не высовываться, на уроках специально пела фальшиво, чтобы никто не знал о моём увлечении музыкой.
К сожалению, подобные детали могут определить всю жизнь. Поэтому, пройдя через такой опыт, я стараюсь вести себя дипломатично. Не говорить ничего, что могло бы повлиять негативно на чью-либо жизнь. Вообще, с детства в нас закладывают много комплексов и стереотипов. Я сейчас только прохожу этот путь освобождения.
Я очень долго искала «своих» людей. И в общении с моей командой музыкантов, танцоров, звукорежиссёров, аранжировщиков я стараюсь выражать свои мысли максимально лояльно.
Были ли периоды, когда ты не занималась искусством?
Когда пришло время поступать, мы c Анеш поехали в Гнесинку, в которой прослушивались с детства, но нам сказали, что все бюджетные места «куплены». Я за это «обиделась» и на Гнесинку, и на вокал. На два года бросила музыку. Решила уехать в Петербург и поступать на психологию человека. Потому, что тема саморазвития меня привлекала всегда. Это полезно – уметь понимать и чувствовать себя. Над собой работать.
Но в итоге, по воле судьбы, я поступила в колледж искусств в класс фортепиано, на эстрадное отделение. Это и определило мою дальнейшую музыкальную карьеру. Сестра пела, но высшее образование выбрала в направлении «Связи с общественностью». А я закончила колледж с красным дипломом, и уехала поступать в Петрозаводскую консерваторию, на эстрадное отделение. Проучилась там всего год и решила, что нужно что-то менять. Условия обучения там были неприемлемыми.
К тому моменту сестра окончила своё PR-образование и решила поступать на заочное отделение на вокал в Институт культуры в Петербурге. И я решила пойти вместе с ней. Первые годы я была очень зажата, не было уверенности в себе, была очень стеснительной и закомплексованной, мой преподаватель не знал, что делать с такой студенткой. Но постепенно, шаг за шагом, я работала над собой и развивалась в творчестве.
Есть ли для тебя барьеры в мире музыки? Что больше всего мешает молодым певцам и певицам показать себя?
Вокалистам непросто, особенно девочкам. Отношение к девушке-музыканту предвзятое, особенно если это певица. Ну, и, в целом, в мире музыки больше мужчин, а они, по большому счёту, очень эгоистичны и циничны, и к вокалисткам у них нет особого уважения. А вокалистам очень хочется донести эмоцию, мысль, посыл до зрителя. Поэтому-то очень важно найти своих людей, которые поддерживают и верят в тебя.
У меня долго не получалось писать песни, что уж говорить – даже стихи не получалось писать. У сестры были целые тетради прекрасных стихотворений, а я даже школьное задание по литературе на эту тему выполнить не могла. У нас в семье даже была шутка о том, что я умею рифмовать только слова вроде «вновь» и «день», и то, потому, что на конце у них мягкий знак. У меня был большой комплекс по этому поводу. Я очень долго боялась даже попытаться, но в какой-то момент поняла — надо просто начать!
Однажды придумала себе такое задание, которое высвобождает информационное поле. Любой перфекционист мечтает сразу написать хит! А это очень зажимает. Если же сказать себе: «Сейчас пишу очень плохую песню», – становится проще, важность понижается и песня получается, наоборот, очень крутой, своеобразной, твоей! Так, к примеру, появилась композиция «Килла».
Можешь ли ты определить свой стиль? Изменялся ли он на протяжении творческой карьеры?
Я стараюсь быть универсальной. Мне хочется реализовать свою мысль и в музыке, и в стихах. Мои песни эклектичны, они – соединение всего. Но мне всегда хотелось делать композицию таким образом, чтобы она была понятна зрителям и коммерчески конкурентоспособна! Мой стиль очень видоизменился за то время, что я пою. От разных стилей, направлений, сложных размеров я пришла к тому, что есть сейчас – я несу свой стиль.
Ты всегда исполняешь музыку собственного сочинения или не против выступить с песнями коллег по сцене?
Я пела в кавер-группе. Относилась к этому, как к сценическому опыту и возможности заработать деньги на жизнь. Но взрастить в себе артиста всё-таки было самым главным для меня на тот момент. Мы выступали в маленьких ресторанчиках и клубах. Я хотела научиться позиционировать себя свободно, говорить с публикой, освободиться от комплексов. Группа на тот момент работала вместе уже шесть лет, и вместе с ними мы проработали какое-то время. Мы подняли музыкальный уровень, я научилась писать аранжировки, партии для разных инструментов.
Теперь это принесло свои плоды – когда я записываюсь на студии, могу объяснить звукорежиссёру, что мне нужно, какие краски я вижу, как всё должно быть. Я принимаю полноценное участие в продакшне своих песен. Кавер-группа дала мне многое – я «прокачалась» как артист. За это я очень группе благодарна! Через несколько лет я принципиально ушла из кавер-бэнда. Когда много внутренних сил тратишь на чужую музыку, хочешь поверить в себя, как в композитора, свои мысли нести через свою авторскую музыку.
А у тебя никогда не было мысли переехать в другой город?
Изначально Петербург мне нравился больше, чем Москва. Его атмосфера меня больше прельщала. Возможно, когда-то я перееду в Москву, Нью-Йорк или Париж – время покажет. А сейчас я довольна всем, что происходит в моей жизни!
А где живёт сейчас твоя сестра?
Сестра живет в Перми, у неё двое (моих самых любимых) детей и муж. Она поёт в клубах, работает педагогом. Для меня Анеш – главный человек.
Недавно у тебя вышел альбом ID. Как рождаются и записываются твои песни?
Какое-то время назад мы записали несколько песен, они пылились. Но я сочиняла новые песни и в какой-то момент поняла, что вместе с теми, написанными раньше, они составляют одну картинку. Доверила звучание я Жене Маринченко, он главный звукорежиссёр, заведовал звучанием моего альбома (сведение). Мастеринг делал Евгений Турута. Также в работе над альбомом участвовали: Матвей Бруклич , Тимур Бутаев, Степан Берсин (аранжировка, сведение) и мои друзья музыканты — Дмитрий Шумейкин, Роман Май.
Огромную помощь и поддержку при записи альбома оказала моя подруга, Мария Журбенко (МДжей). Я верю тем, с кем работаю. Мы всегда можем найти компромисс. И всегда понимаю, какое звучание мне нужно, и мы вместе добиваемся результата. Я как будто чувствую, мой ли человек. Никогда не случалось, чтобы мне не понравился результат работы на студии. Процесс записи бывает очень длительным.
В студии на Галерной, бывало, мы с Женей по 2 часа сидели, выбирали каждую ноту. Я очень рада тому, как в итоге звучит каждая песня. В планах – выпустить диски или винил, оформить всё красиво, но пока мои песни выпускаются только в электронном пространстве. Было бы неплохо, если бы у нас появились инвесторы и помогли реализовать некоторые интересные мысли. Но и сами мы можем делать всё. Есть замечательные музыканты, студии, и, главное, желание творить!
Ты пробовала отправлять свои песни на какой-нибудь звукозаписывающий лейбл?
Я когда-то пыталась продвинуть свои синглы на лейбл MALFA, в творческое объединение «Газгольдер», Ивану Дорну. Мне никто ничего не ответил. И после их молчания я поняла, что главное – не останавливаться, может, это даже к лучшему.
В твоей жизни были интересные вокальные проекты. Ты участвовала в «Голосе-6», а теперь прошла этап кастинга в проект «ПЕСНИ» на ТНТ. Расскажешь об этом подробнее?
Когда на меня смотрят с экранов, начинаю распыляться в желании показать одновременно все, что умею. На выступление, к сожалению, это сказывается не лучшим образом. В любой ситуации, даже в самой стрессовой, нужно нести себя, нести свою музыку, спокойно, уверенно. Только тогда высвобождается весь потенциал.
Когда шла на «Голос» – хотелось расширить аудиторию, стать знаменитой, конечно.
Начинаешь строить иллюзии. По телеку показали – значит, уже звезда. Но ты попадаешь на эту удочку. На самом деле, в жизни всё обстоит иначе. В «Голосе» я была в команде Пелагеи, дошла до дуэтов. Атмосфера была конкурентная. Порой очень тяжело.
В проекте «ПЕСНИ» концепция нравится мне намного больше. Там ты показываешь то, что из себя представляешь. Люблю этот творческий климат.
Что ты пожелала бы детям, подросткам, которые стоят на пути к своей мечте? Нужно ли бороться? Как слушать и слышать себя?
Через периоды депрессии, одиночества и непонимания я шла к тому, чтобы реализовать себя. Юные люди, которые сейчас растут, проходят те же периоды.
Надо помнить о том, что жизнь – это путь, в котором есть волны взлётов и падений. Нужно идти и наблюдать. Ты делаешь шаг – открывается дверь. Может быть, это то, что нужно? Конечно, будут испытания и проверки. Если родители хотят одного, а ребёнок – совершенно другого, это тяжело. Но со временем жизнь показывает, твоё это или нет. В какой-то момент времени закладывается совершенно чёткое знание. Если это действительно твоё, то ты это понимаешь.
Рамки мы ставим себе сами. Этого не стоит делать. Развивайтесь и наслаждайтесь жизнью. Будьте собой! Путь сам найдёт вас, если вы идёте!
Фотограф: Александр Ющак
Локация: фотостудия VEGAS