Как сдать экзамены и выжить? Мнение специалиста о стрессе - Курсы подготовки к ЕГЭ в СПб

8 812 407-22-89

Образовательный центр
8 812 407-22-89
8 812 648-00-66

Как сдать экзамены и выжить? Мнение специалиста о стрессе


В преддверии сдачи итоговых экзаменов так важно не только накопить знания и компетенции, но и суметь побороть волнение, которое мешает показать свои лучшие результаты именно тогда, когда это необходимо. Мы открываем серию публикаций от лучших специалистов в сфере психологического и психического здоровья — врачей, психологов, психотерапевтов, тренеров, с целью просветить наших читателей по различным вопросам здоровья, благополучия, успешной борьбы с негативными эмоциями и  победе над стрессом. О нервном напряжении, родительской реакции, видах отрицательной энергии и подготовке к экзаменам сегодня в специальном интервью для нашего блога говорит судовой врач, специалист скорой и неотложной помощи Святослав Агафонов.

 

 

Все мы часто слышим от своих знакомых, друзей, родных слово «стресс», с которым часто связаны не самые приятные ассоциации – усталость, напряженность, нервозность, которые мешают вести продуктивную деятельность (учебу, работу и даже отдых). Так что же это такое?

 

То, что принято у неспециалистов называть «стрессом», в среде специалистов можно просто назвать нервным напряжением. Научное же значение этого слова многограннее. Ведь стресс бывает световой, тепловой и холодовой, голодовой, эмоциональный, психологический. Он даже может быть «хорошим» (эустресс) и «плохим» (дистресс). Но есть и общее определение для всех видов этого понятия.

Стресс – это способ заставить организм мобилизовать свои силы на борьбу с неблагоприятными факторами среды. И он необходим для нашего нормального существования.

 

 

Тогда почему же столько негативных ассоциаций с этим словом?

 

Есть понятие адаптационной энергии. Это та энергия, которую тратит человек, когда подвергается психологической или физической травме. Именно этот фактор объясняет, почему одни люди страдают от стресса быстрее и сильнее других, а другие в похожих ситуациях чувствуют себя вполне комфортно.

Только в том случае, если адаптационной энергии хватает организму на сопротивление стрессу, мы имеем «хороший» стресс – тот, который помогает нам адаптироваться к ситуации

Исходя из этого, можно решить, что «кому суждено страдать, тот и будет»? Это не совсем так. Да, действительно (согласно аксиоме Голдстоуна) у нас с рождения есть ограничение емкости этой энергии и с возрастом её производство замедляется, но по данным современных исследований, объем адаптационной энергии можно «тренировать», увеличивать.

 

 

Мне кажется, что, в силу Вашей профессии, Вы не понаслышке знаете, что такое стресс. Как Вам самому удаётся с ним справиться?

 

Моя работа действительно связана с многими опасными факторами – это изоляция, интенсивный и ненормированный труд, большая ответственность. Но, как говорил Виктор Франк: «Если знаешь ради чего, то можно пережить любое как». В борьбе со стрессом, да и для его профилактики, очень важно отношение к проблеме. Для человека очень значимо иметь смысл своих действий. Это самое лучшее лекарство от лишних переживаний.

 

 

На что обратить внимание родителям, когда ребенок в стрессе, тревожен (например, перед сдачей экзаменов)? Это блажь и баловство или это очень серьёзно и может иметь последствия?

 

Последнее время у родителей часто можно увидеть «синдром гиперопеки». Это когда на нормальную реакцию ребенка, адаптацию организма, родители вместо реальной помощи, начинают усугублять проблему своей паникой, медикаментами (транквилизаторами, седативными препаратами). Это лишь показывает ребенку серьезность проблемы, с которой он столкнулся и усиливает интенсивность стресса, так как энергию приходится тратить на несколько факторов – на страх перед экзаменом и страх перед собственным состоянием здоровья. А успокоительные средства тут играют лишь роль симптоматического лечения, не убирающего проблему. Реальной помощью могло бы быть введение дополнительной цели или стимула для ребенка.

Но стимул находить не со своей взрослой позиции (ты должен учиться, быть лучше и так далее), а с позиции ребенка. Извлечь полезную и важную в глазах ребенка цель и дать ему стимул справится с проблемой. Конечно, также важно, чтобы ребенок знал, что он не один на один со своей проблемой, но и полностью решать её за ребенка никто не будет. Тут все очень индивидуально, но на то и родители, чтобы хорошо понимать своё чадо.

Как я говорил раньше – всё же нужно различать «плохой» стресс от «хорошего», который я только что описал.

Симптоматика «плохого» стресса:

  1. Переедание или потеря аппетита.
  2. Бессонница и апатия.
  3. Головные боли.
  4. Повышенная раздражительность и беспокойство.
  5. Забывчивость, трудности при выполнении привычной работы.
  6. Отсутствие потребности общения с подругами, друзьями.

Если вы обнаружили у своего ребенка эти симптомы, то тут действительно стоит обратиться к квалифицированному специалисту (психологу или психотерапевту). Так как, такой стресс может сказаться не только на психологическом, но и физиологическом здоровье.

 

 

 

Надежда Ильина
Редактор блога
Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Отправить
Запинить



Не пропустите следующий пост. Пишем редко, но метко.

Дарим 500 р. и сборник советов для ЕГЭ

Введите свой e-mail, чтобы мы выслали вам сборник и купон на 500 р. для оплаты любых услуг центра