
Константин Легостаев: «Человек по-настоящему счастлив тогда, когда он ощущает себя нужным»
Редактор блога «Пять с Плюсом» Надя Ильина поговорила с музыкантом, певцом и актёром Константином Легостаевым. Он рассказал о своём детстве, почему учился играть на флейте и где доставал иностранные пластинки.
Когда ты начинал заниматься музыкой в 90-ых, профессия артиста не была самой популярной. Востребованными и престижными считались экономические и юридические специальности. Но ты выбрал свою дорогу. Как нашёл смелость идти своим путём?
Я благодарен родителям за то, что они никогда не мешали моему выбору. Было чего бояться в то время, тогда можно было погибнуть просто из-за того, что ты попал в плохую компанию. Время было такое. Но родители доверяли мне.
Я знаю достаточно юристов, предпринимателей, которые состоялись как профессионалы. Но они очень несчастны, потому что работают только для того, чтобы зарабатывать деньги. А от своей работы нужно получать кайф.
Нужно идти за своими желаниями. Человек по-настоящему счастлив тогда, когда он ощущает себя нужным. В семье, на работе, в этом мире. Когда человек что-то создаёт, и это у него получается.
Большинство людей не нашли себя в этой жизни, потому что им мешали близкие люди, пытались направлять, давить.
Что бы ты посоветовал родителям ребёнка — подростка?
Своим детям я не стал бы навязывать ничего, никаких своих интересов, ведь задача родителей — только предложить выбор.
Не так давно я ходил в филармонию, где была творческая встреча с Ренатой Литвиновой. Она говорила о том, что позволяла своей дочке в жизни повернуть туда, куда она сама хочет. Благодаря этому девочка нашла себя. Возможно, в этом есть элемент везения, но я искренне мечтаю о том, чтобы родители понимали своих детей.
Каким был твой путь к искусству?
Когда учился во втором классе школы, я захотел играть на духовых инструментах. Мечтал освоить саксофон, но в то время, это 80-е годы, саксофон стоил 600 рублей, а флейта стоила 200 рублей. У нашей семьи хватило денег на флейту. И я закончил по классу флейты музыкальную школу.
Не хочешь сейчас вернуться к обучению на саксофоне?
Хочу! Но я год назад получил серьёзную травму руки на съёмках клипа. Мы снимали видео на одну из новых моих песен, «Научи мою рыбу». Аквариум с водой лопнул в руках. Издержки съёмочного процесса!
Пока не могу играть на музыкальных инструментах, но саксофон ждёт меня дома. Владимир Петрович Пресняков подарил мне тенор из своей коллекции, я только-только начал на нём заниматься, и вот такая неприятность через месяц. Сейчас я только микрофон и бубен в руках держу. Но очень жду того момента, когда полноценно смогу играть на любимых инструментах.
В интервью Юлии Мнацакановой на телеканале ТБН ты говорил, что не имеет значения, сколько сил и денег вложено в саунд-продакшн, если в человеке нет настоящей одарённости. А кто повлиял на твой вкус и что для тебя самое важное в музыке ?
Саунд-продакшн — это важно и здорово, я всегда ратую за качество. Но сама по себе песня должна быть талантливой.
Возьмём, например, группу «Битлз». 60-70 годы — звукозапись была ужасной. А песни стали хитами. Сок этой музыки — в тех пластинках.
В то же время у нас музыки практически никакой и не было. А было то, что утверждалось специалистами Министерства культуры, которые слушали каждое словечко. Я терпеть не мог «совковые» группы, хотя был очень маленьким тогда. Я благодарю своего отца, который воспитывал меня на импортной музыке. Он ходил в море. Доставал пластинки, кассеты, по 30 штук привозил мне из каждого рейса.
Кассеты у меня переписывала вся школа. Там было много музыкальных новинок, о которых здесь даже не слышали. И вот на такой музыке я воспитывался. Я думаю, что именно это мне помогает писать и музыку, и тексты.
Кого ты допускаешь к работе над своими песнями?
Важно, чтобы люди, которые мне помогают в продюсировании, были со мной на одной волне. Если им это нравится, то и мне очень легко. Главное — настроение.
Не согласна с тобой! Что значит «главное — настроение»? Если ты поёшь мимо нот, а потом сидит звукоинженер и всё исправляет?
Если ты поёшь мимо нот – читай рэп. Не надо петь. Значит, ты петь не умеешь. Сейчас очень серьёзные вокальные школы есть в России, и тот, кто хочет научиться петь, заставить себя — его научат. В нашем времени нет места дилетантам.
Какая музыка сейчас в топе?
Я много лет практически ничего не слушаю, не слушаю музыки. Редко, когда я еду на такси, могу попросить водителя включить радио. Мне действительно интересно, что сейчас крутится. Ведь наш шоу-бизнес выстроен иначе, чем во всём мире.
Слушаешь свои песни?
Конечно, очень много себя слушаю! Для чего? У меня концерт, например, моя обычная программа — полтора часа. И очень часто на концертах я увлекаюсь образами и сценической составляющей, могу забыть текст. А когда я слушаю свои песни, в уме идут постоянные репетиции. Я слушаю и запоминаю тексты.
Это не про самолюбование?
Нет, нет. Если я песню записал на студии, мне необходимо 50-100 раз послушать её. Я должен с этой песней пожить неделю – вторую, до того момента, пока я её не выпустил.
Может, мне нужно убрать или заменить какие-то звуки или что-то вообще надоест. Песню записать можно много раз, но выпустить её можно только один раз — и всё. То, что ты выпустишь, будут слушать люди. А то, что ты доделаешь или переделаешь со второй попытки, людям не будет интересно. Да они и не найдут этого.
Тебе было когда-нибудь стыдно за то, что ты делал?
Конечно! Самая серьёзная вещь, за которую мне было стыдно (я эту песню никогда не пою нигде) – это песня «Опасен, но свободен». Когда я работал с Тимуром Бекмамбетовым, к его фильму «Особо опасен» понадобился саунд-трек, мы написали одну из песен. Продюсированием занималась одна известная компания, мне не дали спеть так, как я видел, не утверждали записанные варианты, свели песню плохо, аранжировка мне не понравилась. Наше видение не совпало.
Но все каналы на следующий день нас цитировали, песня и видеоклип на неё стали «вирусным». В Нью-Йорке даже создали фан-клуб этого взбунтовавшегося клерка (главного героя клипа (прим.ред). Люди приняли это за чистую монету, очень круто пошло.
Можно было из этого выжать максимум полезных вещей. И идти дальше. Но всё пошло неправильно. И в 2010-м году я добросовестно ушёл из проекта «Дельта».
Не обидно, что те, для кого пишешь музыку, более медийные, чем ты?
Нет, совсем не обидно. Но сейчас я иду к тому, чтобы записать новый альбом. Сегодня ночью на центральной русскоязычной радиостанции Нью-Йорка, которая вещает на Нью-Йорк, Лас-Вегас, Лос-Анджелес и Майами, второе место заняла моя новая композиция под названием «Пускай».
Передача называется «Везде, как дома». Шоу идёт по пятницам. Там нет никакой коррупции, всё по-честному. Выставляется 15 композиций, и люди за них голосуют. Дважды мои композиции занимали там первые места.
Русскоязычное население Соединённых Штатов меня слушает. Это приятно. Приглашают меня на гастроли.
Тебе хотелось бы уехать в другую страну?
Нет, я никогда не смогу этого сделать. Я не смогу жить в другой стране. Я очень люблю русских людей. Я люблю русскую природу, наш юмор. Я всё русское люблю. Со многими вещами, происходящими в России, я не согласен, но уехать я никогда не думал. Я — русскоязычный человек, мне нравится работать с русским языком, я пишу песни только на русском языке. У меня нет задачи, чтобы меня в России носили на руках, у меня совершенно другие цели.
Что считаешь своей миссией?
У меня стоят задачи своей музыкой, своими песнями сделать людей добрее, донести до них ценности, о которых многие стали забывать. Мне хочется дать людям больше радости. Мне кажется, если я бы уехал из страны, я бы предал людей, которые меня любят.
Я вижу свою миссию том, чтобы нести свет. Пусть кто-то назовёт меня сумасшедшим, но если хоть до одного человека дойдёт то, о чём я говорю столько лет, значит, я победил.
Всё вечное и долгоиграющее даётся тяжело, но всё равно пробивается и находит свое место, живёт очень долго.
А если заниматься только хайпом, то завтра любое дело может обернуться пылью. Посмеялись и забыли.
Для тебя важнее сочинять или исполнять песни?
Мне важнее самому нести эту миссию. То, что я даю другим артистам – это одна из ипостасей меня, но не я весь. Это развитие, новые грани, ну, и авторские гонорары в том числе.
Как к тебе приходят новые песни?
Я пишу и исполняю собственные песни. Если меня просят что-то написать — я напишу с удовольствием. Я сочинял песни для Лолиты, Ани Лорак, Таисии Повалий, Дмитрия Колдуна, Гелы Гуралии, Николая Баскова.
Часто у меня играет в голове какая-то музыка, 50% песен приходят ко мне во сне. Я просыпаюсь, и помню всё. Беру диктофон и напеваю всё, что запомнил. Аранжировки на мои мысли мне делает замечательный музыкант, пианист Лекс Григорьев, он выступает со мной и на сцене.
Потом мы едем на студию звукозаписи к Андрею Горскому (Studio FM) и записываем тот вариант, который нас устраивает. Сведением песен занимается наш друг и коллега Макс Бергер. На всех этапах производства песен я работаю с профессионалами высочайшего уровня.
Только после всех приготовлений мы отправляем песню человеку, для которого она написана. Это некий трансерфинг, если я изначально знаю, кому пишу – это будет стопроцентное попадание в яблочко.
Расскажи о службе в армии: хотел бы ты воспользоваться возможностью не служить?
У меня была возможность не идти в армию. Но тогда я был в поиске себя. Мне хотелось уйти от образа жизни моих сверстников в жизнь другую.
С институтом я тогда ещё не определился. Не знал, чем заняться. Поступил в кулинарный техникум на Мойке, 26, закончил его. И ушёл служить. Я вспоминаю время службы в ракетных войсках Тосненского гарнизона с большим теплом до сих пор.
Ты занимался музыкой во время службы?
Я не оставлял любимое дело во время службы. На территории нашей части находился гарнизонный офицерский клуб. Там были инструменты — гитары и барабанная установка. Я сколотил там команду, мы играли популярную армейскую музыку. Помимо основной службы, мы выступали на концертах и конкурсах, выигрывали в состязаниях между музыкальными коллективами разных военных частей.
Я не считаю это время потраченным зря. Это замечательное, отличное время! Это такой опыт, это много друзей. Я не пожалел о своём решении.
Почему решил поступить и учиться во ВГИКе? Зачем тебе нужно было высшее театральное образование?
Это было просто интересно. Я не актёр. Я не играл нигде, потому что занимаюсь музыкой. Я закончил ВУЗ для себя. Для артиста, который поёт на сцене, актёрское мастерство — это важный и нужный опыт.
С кем ты хотел бы посотрудничать?
У меня была мечта что-то сделать с группой A-HA, мы даже с ними познакомились, с Мортаном и Полом мы общались после концерта. Но эти артисты на своей волне, их мышление сильно отличается от моего, они отличные ребята, просто у нас не сложился тандем.
Что ты хотел бы сказать тем, кто только делает свой выбор в жизни — выпускникам школ и абитуриентам?
Самое важное в жизни — знать то, чего ты хочешь на самом деле. Многие путаются, не знают, к чему лежит душа. Не нужно стесняться пробовать себя в разных сферах. Не нужно тратить своё время на постоянное бесполезное пребывание в социальных сетях. Многие так прожигают время.
Следуйте за мечтой, ищите себя и не стесняйтесь, развивайтесь! Это очень трудный путь.
Я обожаю своё дело и считаю, что я по-настоящему счастливый человек. Детям я желаю от всей души найти себя, тогда они по-настоящему станут счастливы, вне зависимости от обстоятельств. Чтобы не было сожалений о том, что много времени было отдано нелюбимой работе. Занимайтесь своим делом! Нужно найти свое, своих и успокоиться. Пусть целый мир будет вокруг вас, а вы будете в нём плавать, как рыба в воде.
Благодарим за помощь в проведении интервью STUDIO FM и фотографа Александра Ющака.
Интервью с Сергеем Шнуровым о музыке для детей>>>