«Русская Гимназия» в Лимассоле. Остров гармонии в океане современного образования.
Доброе утро, Анна! Спасибо, что ты нашла время для встречи с образовательным порталом «Пять с плюсом». Мы рады освещать опыт своих коллег, зарубежные тенденции и новости современного образования в нашем блоге. Хотелось бы начать с истоков. Больше десяти лет назад автор проекта «Русская Гимназия» – Юлия Десятникова – открыла первую школу в Лондоне. Как изменился и вырос проект за это время?
Привет и спасибо за интерес Вашего портала к проекту! Я с огромным удовольствием расскажу о гимназии и том деле, в которое мы с командой вкладываем душу!
Международному проекту «Русская Гимназия» почти 14 лет. Сначала Юлия Десятникова открыла гимназию в Лондоне, затем в Париже, позже – в Тель-Авиве. В конце 2016-го года команда проекта решила расширяться по франшизе. Русское сообщество присутствует по всему миру, и во многих местах просто катастрофически не хватает хороших творческих школ, мест, где можно было бы поддерживать русский язык на уровне родной речи.
Большое русское «комьюнити» («сообщество», примечание редакции) на Кипре, в Венгрии, Чехии, Испании, обратная связь от наших соотечественников – это вдохновение и стимул к действиям. Поэтому сейчас параллельно развиваются гимназии в таких городах, как Будапешт, Лимассол, Прага и Женева. Центры откроют свои двери для воспитанников уже осенью этого года.
Команда «Русской Гимназии» проводит социологические исследования, получает обратную связь и решает, в какой стране и каком городе открываться. Мы ищем единомышленников и людей, близких по духу. И всё начинает функционировать, работать, жить.
По какому принципу набирают преподавателей? И как происходит собеседование с соискателями вакансии «преподаватель гимназии»?
Юлия и вся её команда (а она огромна – вместе работают специалисты из Лондона, Парижа, Тель-Авива и Москвы) выбирают руководителя центра, организатора. Именно этот человек берёт на себя ответственность и обязательства по набору педагогического состава гимназии.
Как лично я это делаю? Я прониклась идеей «Русской гимназии». Прочла все материалы об этом проекте, обсудила с коллегами, Юлия несколько раз беседовала со мной, и я поняла, какие именно люди нужны в нашей работе. В
данной ситуации я выступаю неким хранителем смысла. Просмотрев около 70 претендентов, 20 педагогов я показала Юлии. Эти люди прекрасны, они профессионалы и отличные преподаватели, но под концепцию гимназии подходили далеко не все соискатели. 10 человек одобрила Юлия, и сейчас мы на стадии окончательного утверждения состава Русской Гимназии Лимассол. Помимо моего мнения и мнения нашего главного руководителя, есть ещё две ступени собеседования – с экспертом по конкретному предмету и экспертом по педагогике и психологии. Четыре стадии отбора, выбор лучших преподавателей, коучинг и всесторонняя поддержка дают нам замечательный коллектив и результат.
Тренд проактивного образования сейчас формируется в России. А «Русская гимназия» ещё 14 лет назад выбрала именно такое направление развития. Вы опередили актуальное направление образования, или так сильна разница между европейским и российским подходом? Отчего получается так, что «Русская Гимназия» на Кипре более «в тренде», чем русская гимназия в России?
Я училась в Санкт-Петербурге, в очень престижной и статусной гимназии. Сейчас я смотрю на программы «Русских гимназий» и своей альма-матер, и понимаю, как сильно моя школа проигрывает. Я получала образование и в России, и за рубежом, и мне есть с чем сравнивать. Европа и США объективно впереди, даже в 2017-м году, в эпоху современных технологий. Когда после российской системы образования я попала в американскую, где нет списывания и натаскивания, а есть интерес, интерактив, новые формы подачи учебного материала, групповые работы, проекты, презентации, мое сознание полностью перевернулось. И завершала я обучение в высшей школе уже в европейском университете, в Финляндии.
Юлия Десятникова – прогрессивный педагог, психолог, да и просто феноменальная личность. Она путешествует по всему миру, занимается гимназиями и другими интересными проектами. Я не удивлена, что именно такая многогранная личность опередила тренды на 15 лет!
В гимназии занимаются исключительно билингвы? Расскажите подробнее о русском языке в эмиграции?
Гимназия не пропагандирует билингвизм и трилингвизм. Есть разные семьи, и у каждой из них свой образовательный запрос. На острове (Кипр, примечание редакции) дети получают достаточно английского и греческого языка. В «Русской гимназии» в Лимассоле мы делаем акцент только на русский язык.
Мой сын общается со мной только на русском языке, на английском мы разговариваем дома с ним и с мужем, греческий также нельзя исключить – ведь мы находимся в этой языковой среде. Оскар ходит в британский детский сад, занимается с носителями языка, но иногда сотрудники, младший персонал, говорят по-гречески и ребёнок «схватывает на лету» новые слова и звуки.
Главный принцип Гимназии — это не изучение русского языка, а обучение на русском языке. Это отличает нас от обычных «развивающих» центров. Мы учим детей свободно мыслить на русском языке, выходя далеко за рамки вечерних домашних бесед с родителями.
Один день в гимназии равен неделе обучения в школе. Это амбициозное заявление я прочла у вас на сайте.
Да, действительно, мы видим именно такие результаты. Один день в неделю по насыщенности и многогранности воспринимаемой и усвоенной информации равен целой неделе. Мы проводим пять уроков в день, в субботу. С утра занимаются малыши, затем средний возраст, старший возраст завершает учебный день.
Мы изучаем музыку, ставим химические опыты, проводим выездные занятия, активно учимся русскому языку и математике, у нас есть занятия по актёрскому мастерству. Планируем ставить настоящие спектакли в исторических декорациях кипрских амфитеатров. У нас большие планы и амбиции, и мы обязательно сделаем для их воплощения всё. И даже немного больше!
В одном израильском СМИ «Русскую гимназию» назвали Хогвартсом. Это очень положительная, образцовая оценка. Ты, находясь внутри этой системы, уже можешь ответить на вопрос, почему взыскательные жители Тель-Авива так высоко оценили работу Юлии Десятниковой и её команды?
Я думаю, это происходит потому, что мы всегда очень серьёзно подбираем коллектив преподавателей. Это яркие, харизматичные люди, которые легко могут заинтересовать и увлечь детей.
Мы делаем обучение в таком формате, чтобы был интерактив, чтобы дети «фанили» («веселились», примечание редакции), получали удовольствие от процесса обучения. Наша гимназия придерживается позиции о том, что надо учить детей мыслить. Мы сильно отличаемся от традиционных школ.
Наша цель – дать ребёнку выбор, дать ребёнку как можно больше. Мы хотим, чтобы дети, учась, оставались прежде всего детьми – весёлыми, пытливыми, удивительными и невероятно талантливыми!
Анна, мы от всей души желаем успеха «Русской гимназии»! Не только как уникальному проекту, а как нашим единомышленникам и коллегам. Экстернат Образовательного Центра «Пять с плюсом» поддерживает принципы и педагогический подход «Русской гимназии», мы мыслим в едином идейном поле. В бесконечном потоке образовательных течений сегодня так важно найти соратников, талантливых и амбициозных, для того, чтобы вместе менять наш мир к лучшему! Мы надеемся на новые встречи с вашей потрясающей командой и воспитанниками «Русской гимназии» в солнечном Лимассоле!
Благодарю! Мы делаем свою работу с любовью и уважением к детям. С радостью и трепетом ждём Вас в сентябре на наши первые уроки!
Найти «Русскую Гимназию» в Лимассоле можно в Facebook, Instagram и на сайте.
Фотографы:
Елена Ильбицкая, Валерия Добышева, Мария Агафонова