Выбираем профессию выпускнику школы: работа над ошибками
Результаты опроса двух тысяч работающих россиян:
- 60% взрослых россиян работают не по специальности, то есть не там учились.
- 63% родителей выпускников встревожены тем, что не представляют, как будет выглядеть рынок труда через 10 лет из-за последствий международного финансового криза.
Родители не могут помочь ребенку в профессиональном выборе. Им не хочется, чтобы выпускник тратил время на освоение профессии, которая никому не будет нужна через 10 лет.
Мир изменчив, и скорость этих изменений нарастает. Здесь просматривается основная ошибка заботливых родителей-выбирать профессию ребенку одну — единственную, на всю оставшуюся жизнь. Классик профориентации профессор Е.А. Климов назвал эту ошибку так: «Выбор профессии как пожизненного пристанища». Выбор профессии — конкретный шаг и выбор сегодняшнего дня, а не прогноз всей жизни.
Профессии умирают и рождаются, и эта смена происходит каждые 8-10 лет. Где профессия фельетонист? А кто предполагал 10 лет назад, что появятся вакансии заведующего лабораторией космической станции? Но согласимся, что как бы не менялись запросы общества, останутся разделение труда и группы профессий, предъявляющие разные требования к способностям человека. Важно подобрать человеку группу профессий, подходящих ему по темпераменту. Холерики впадет в депрессию от монотонной однообразной работы, а меланхолик приобретет язву желудка, работая в торговле, из-за бесконечного общения с покупателями.
Поэтому сегодняшний выпускник выбирает не одну профессию, а целую группу. Всю взрослую жизнь он будет продолжать учиться и получать новые профессии. Это общемировая тенденция называется «Обучение длиною в жизнь». Чтобы определиться с подходящей группой профессий, надо внимательно присмотреться к интересам школьника: то что нравится, то легко дается. И наоборот, что легко получается, то и доставляет удовольствие. Многим детям тошно и скучно учиться в старших классах, и не хочется вообще ничего! Найдите индивидуального наставника, репетитора, который терпеливо, в темпе этого школьника, без отметок объяснит самое трудное. Тогда интерес проснется.
Будущие профессии предъявляют к профессионалам единые универсальные требования: скорость чтения, скорость принятия решений, скорость переработки информации. Фундаментом для этих качеств: ответственность и трудолюбие. Эти качества формируется на протяжении школьной жизни. На школьном финише остается только помочь сконцентрироваться на ЕГЭ.