
Жизнь после ЕГЭ, или три вредных совета для полезного результата
Кандидат психологических наук, автор монографий, преподаватель Института развития образования Маргарита Зыкова делится с родителями и учениками секретами успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в экспертной рубрике блога. Известный педагог, имеющий огромный опыт преподавания – от дошкольных развивающих центров и школ искусств до высшей школы, Маргарита Николаевна расскажет читателям о своём отношении к итоговой аттестации и поможет взглянуть на экзамены по-новому, продуктивно и эффективно.
“Вы ездили куда-нибудь на зимних каникулах?”
“Нет, конечно. У сына ЕГЭ…”
Ближе к весне аббревиатуры ОГЭ и ЕГЭ приобретают прямо-таки зловещий оттенок звучания, гораздо более угрожающий, чем ОРВИ.
Все «на нервах»: и дети, и родители, и учителя. Для особо нервных экзамен предстаёт эдаким судилищем, концом света.
Родителям, которые стремятся помочь ребенку пережить ЭТО, и адресована статья.
Разумеется, ответственный родитель уже всё слышал и всё знает: и про «не волнуйтесь», и про «режим ребёнка, и про «надо приложить все усилия». Поэтому пойдём иным путём, а именно – разберёмся.
Первый вредный совет. Волнуйтесь!
Но делайте это предметно. Спросите себя и ребёнка: что конкретно вызывает Ваше и его волнение? Волноваться «вообще», «за всё», «потому что» – как минимум, непродуктивно. На этот вопрос девяти- и одиннадцатиклассники отвечают по-разному, например:
- волнуюсь, что растеряюсь и не смогу выполнить задания;
- волнуюсь, что не хватит времени;
- волнуюсь, что буду плохо себя чувствовать (понос, тошнота, головная боль и другое) и не смогу выполнить задания;
- волнуюсь, что всё забуду и не смогу выполнить задания;
- волнуюсь, что не получу результат, которого ожидают родители (или которого ожидаю я сам).
Это далеко не весь спектр ответов. Вы и ваш ребёнок могут волноваться по иному поводу. И очень важно понять – по какому именно, каков предмет вашего волнения. Осознать его – значит, сделать первый шаг к преодолению.
Определите предмет волнения
«Забуду», «растеряюсь» – здесь предметом волнения выступает недостаток самообладания и воли. Как правило, такие дети вполне прилично владеют содержанием предмета, но в ответственный момент буквально не могут «собрать себя», собраться.
Освойте структуру заданий
Что делать? Осознав предмет волнения, приступать необходимо к освоению структуры, а не содержания заданий. Анализ проблем, с которым сталкиваются ученики, показал: зачастую подросток тратит массу усилий и нервов, чтобы понять, что от него требуется в том или ином задании, какого рода задания содержатся в разных частях. Следовательно, именно это и надо освоить в первую очередь.
Каким способом? Самым простым и практически бесплатным. Потребуется лишь пособие с вариантами заданий и объяснениями. Ребенок должен научиться ориентироваться в них так легко, как в собственном доме. Любой знает, где в его доме кухня, ванная комната, туалет, и не блуждает по квартире, а уверенно идет туда, куда надо. Так и с заданиями. Как правило, чтобы освоить структуру, нужно выполнить от 5-7 до 15-20 вариантов.
Определите временные границы работоспособности
Когда структура освоена, пора приступать к поискам резервов времени. Чтобы их найти, надо знать, какова «кривая работоспособности» ребенка.
Быстро ли он «включается», или требуется время? Как скоро наступает утомление? Когда открывается «второе дыхание»?
Если пик работоспособности у ребенка в самом начале работы, то целесообразно сделать пару заданий средней сложности, затем сложные, а более лёгкие оставить на потом.
Если же ребёнок долго включается, «раскачивается», то имеет смысл начинать с выполнения более простых и легких для него заданий, а затем переходить к сложным.
В любом случае, учет «пиков» и «спадов» активности может сэкономить до часа-полутора часов времени. А время на экзамене – ресурс ценный, обычно его не хватает на столь нужную проверку.
Каким способом определить свой путь выполнения заданий?
Выполнить 5-7 вариантов в разной логике: в логике составителей (как предложено), в логике «от простого к сложному», в обратной, в логике «от нравящегося к не нравящемуся» и обратной.
Важно хронометрировать, фиксировать время, потраченное на выполнение заданий того или иного типа, а также фиксировать собственное состояние, распознавать первые признаки утомления и делать микроперерывы.
Способы переключения внимания:
– помассировать пальцы, уши, глаза, виски;
– сделать несколько спокойных вдохов с задержкой дыхания и длинных медленных выдохов;
– напрячь и расслабить сжатые в кулак ладони;
– медленно сделать несколько глотков воды – мозг во время волнения обезвоживается.
Репетиция экзамена
Если ребенок волнуется из-за возможного плохого самочувствия на экзамене, таблетки от самых вероятных недомоганий дайте ему с собой. Но, помимо этого, в первую очередь важно тренировать эмоции, снизить общую тревожность, которая чаще всего и является «виновницей» мигрени и поноса.
Как? В этой ситуации ключевое слово – репетиция. Актёр может знать текст роли, рисунок движения на сцене, но перед премьерой он неоднократно сыграет эту роль целиком, причём в сценическом костюме, гриме, со всеми необходимым аксессуарами.
Экзамен – игра по правилам, и тоже требует репетиции. В школе будут пробные экзамены, а дома можно несколько раз собрать все необходимое, положить в том порядке, в котором всё это будет лежать на столе во время реального экзамена.
«Детский сад!» – скажете вы? Конечно, детский сад, но опыт показывает, что «всплески» тревожности на экзамене возникают не в связи с содержанием заданий, а по поводу «запропастившихся куда-то салфеток», «режущей горло водолазки», «чёртовой неудобной ручки» (цитаты). И, наоборот, выполнение привычных действий помогает «прийти в себя», создаёт ощущение безопасности.
Делайте шпаргалки
На экзамен их брать нельзя, но в период подготовки это вещь необходимая. Правильно сделанные шпаргалки существенно облегчают освоение содержания предмета. Что значит «правильно сделанные»? Правильная шпаргалка индивидуальна.
Как понять, какие шпаргалки делать?
Если ребёнок визуал, то ему помогут собственноручно нарисованные схемы, выписанные формулы, определения.
Если аудиал – надиктованные им самим те же формулы, тексты, определения, которые можно слушать с мобильного в любое время.
Если кинестетик – шпаргалки могут быть размещены в разных местах квартиры, на разных поверхностях, чтобы расхаживающий будущий выпускник осваивал материал через освоение пространства.
Отдыхайте!
Это самый главный совет. У ребенка должны быть перерывы; хотя бы раз в неделю – день отдыха. И перспектива жизни «после ЕГЭ».
ОГЭ, ЕГЭ – лишь первые ступени для тех, кто пойдёт учиться дальше. И если ребенок воспринимает жизнь как бесконечную и беспрерывную подготовку к очередным экзаменам, то и сама жизнь очень скоро может утратить для него смысл. Важно найти меру: не переоценить значение экзамена, но и не обесценить его вовсе.
ЕГЭ – серьёзная, но, в общем, вполне рядовая проверка устойчивости человека, его воли, запаса знаний, самообладания. И если даже результаты проверки не вполне устроят Вас и ребёнка, то они же и покажут, в каком направлении развиваться дальше.
И если последний экзамен у ребенка, например, 18 июня, то один из следующих дней заранее запланируйте для домашнего праздника. Ведь ребенок справился! И он справится.
С нами общалась:
![]() |
Маргарита Зыкова
Кандидат психологических наук, педагог высшей квалификационной категории, соавтор учебника по психологическому консультированию, автор монографий и учебных пособий «Психолого-педагогическое содействие развитию личности ребенка и подростка», «Фольклоротерапия», «Структурирование жизни через обряд», « Фольклор как социально-психологический феномен», автор более 40 статей по проблемам учительства, ученичества, родительства. |